На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Блог психолога

8 подписчиков

Кувшин эмоций


В предыдущих статьях мы с вами уже говорили о эмоциях, в этой статье мы вспомним и подытожим многое из того о чем писала раньше. И продолжим давать ответы на вопрос «Что же делать?».

Начнем с самых неприятных эмоций, таких как : гнев, злость, агрессия. Эти эмоции разрушительны для человека, они разрушают его самого и отношения с другими людьми.

Рассмотрим все это на примере «сосуда» наших эмоций. Помести злобу гнев и агрессию в самый верх. Во внешнем поведении человека эти эмоции проявляются – оскорблениями, ссорами и драками, наказаниями.Откуда же берется гнев? Психологи утверждают, что гнев это чувство вторичное, и происходит оно от таких переживаний как боль, страх, обида.

Рассмотрим на примере: Дочь вернулась поздно домой, и мать встречает ее гневным выговором. Но, что дало толчок этому гневу. Естественно беспокойство, страх матери за безопасность дочери.Поэтому эти чувства (боль, обида, страх) мы расположим под чувствами гнева, агрессии, как причины этих разрушительных чувств.

Чувства второго слоя, являются страдательными, о которых мы часто умалчиваем, потому, что боимся быть униженными, показаться слабыми, а иногда и сами их не осознаем. (Просто злая, почему – не знаю!). Часто в детстве нас учат скрывать эти чувства. Мальчикам в детстве часто говорят «не реви, научись давать сдачи», но чувства боль или обиды остаются, и с каждым разом становятся сильнее, и ни к чему хорошему это не приводит.

Вернемся к теме, давайте разберемся на почве чего, возникают, страдательные чувства. Психологи дают простой ответ, они возникают на почве неудовлетворенных потребностей. Я сейчас постараюсь перечислить потребности которые связанны с общением, с жизнью человека среди людей. Человеку необходимо: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; Что бы он был кому то нужен; чтобы у него был успех – в работе, учебе, делах; что бы он мог себя реализовать, развиваться, самореализоваться, уважать себя.

Эти человеческие потребности находятся всегда в зоне кризиса. Так как никто не может обеспечить психическое благополучие каждому человеку. Ведь на это влияет среда в которой человек растет и так же от того эмоционального багажа который он получил в детстве, а он прежде всего зависит от стиля общения родителей с ребенком. Итак, любая потребность из списка может быть не удовлетворенной. Допустим, человека постоянно постигают неудачи, он разочаровывается в собственных силах, успехе. В результате может появится депрессия, обида, гнев. За любым негативным переживанием всегда стоит нереализованная потребность.

Итак, что же находится под потребностями.Оказывается – это отношение к самому себе, заключения о себе. («Я хороший», «Я неудачник»…) Чувство самооценки делает нас больше оптимистом или пессимистом, больше или меньше верящим в себя, а значит, более или менее устойчивым к ударам судьбы.

Ученые открыли, что самооценка очень влияет на человека, ребенок с способный с низкой самооценкой учится хуже.Самооценка закладывается очень рано, и зависит от отношения родителей к ребенку. В детстве мы узнаем о себе от слов и отношения к нам родителей. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок нуждаются в нем, и даже постоянно борется за него. Они ждут от нас, когда же мы скажем что он хороший, что мы его любим.

Часто дети что-то мастерят, складывают кубики, а потом взглядом и всем своим видом, а потом и словами просят: «Посмотри, что я сделал. Смотри, что я уже умею». Поместим на дно сосуда самую главную ценность и назовем ее «Это Я!!!». Вместе с базисными стремлениями оно образует первоначальное, мало оформленное ощущение себя.Каждым обращением к ребенку – словом, делом, интонацией, жестом мы сообщаем ему не только о себе, но и оном, а чаще всего именно о нем.

Теперь мы можем использовать сосуд для того, чтобы лучше понять, с проблемой какого уровня мы имеем дело в каждом отдельном случае. Повторим и приведем в систему ответы на вопросы «что надо делать?»

1. Ребенок сердится на маму: «Ты плохая, не люблю тебя»Теперь мы знаем, что за его гневом скрывается боль и обида. В таком случае лучше его активно послушать, выяснить и назвать его страдательное чувство. Не следует осуждать и наказывать. Так можно усугубить отрицательные переживания, как и ваши, так и вашего ребенка. Воспитывающие слова лучше оставить на то время когда вы оба будете спокойны.

2. «тебе больно…»Если ребенок переживает открыто чувства боли, обиды, то здесь необходимо активное слушание, а вот если те же чувства испытывает родитель, то лучше всего использовать «я — сообщения». Однако помните, если стакан ребенка тоже полон, он может просто не услышать вас, сначала выслушайте его.

3. Что ему не хватает?Если недовольство ребенка повторяются по одному и тому же поводу, он постоянно просит поиграть, почитать, или наоборот не слушается, то причина в неудовлетворении какой то его потребности. Одного активного слушания будет мало, но с него можно начать. Вам необходимо понять, чего же все-таки не хватает вашему ребенку. Понимать потребности ребенка, принимать их и отвечать им своими действиями – значит активно слушать ребенка в широком смысле.

4. «Ты мне дорог и у тебя все будет хорошо!»Если самый глубокий слой — эмоциональное ощущение себя – складывается из отрицательных переживаний, расстраиваются многие сферы жизни ребенка. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку.

В заключении хочу сказать, проводите время со своими детьми, сообщайте им о том, что вы их любить, и главное они должны знать, что вы любите их просто так за то, что они есть!

Картина дня

наверх