На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Блог психолога

8 подписчиков

Рисунки на полях

Вы когда-нибудь рисовали на полях? Нет, не на сельскохозяйственных полях, там, в основном пришельцы рисуют, а на полях своих школьных или студенческих тетрадей?

Мои все тетради разрисованы были, у моих друзей тоже поля не были идеально чистыми. В общем-то мне это казалось абсолютно нормальным до тех пор, пока не получила выговор от учителя о «чистоте в тетрадке».

Все, ну практически все за некоторым исключением, учителя твердили о необходимости поддерживания чистоты полей в школьных тетрадях, ведь они «предназначены для заметок учителя» (почти дословно, так говорила наша Елена Максимовна). У меня тогда резонно возникал вопрос: «а для моих заметок где место?» и тогда рисунки сместились на последнюю страницу.


Зачем и почему люди рисуют на полях, на бумажках во время уроков, лекций, совещаний?
А затем чтобы получить отдушину в ситуации, когда у нас нет выбора: надо дослушать урок, лекцию, лектора. Так просто встать и уйти нельзя, неприлично или нет никакой возможности, вот наши мысли и чувства ложатся на бумагу (у некоторых особ и прямо на стол) в форме рисунков, линий, слов…

Однако, помимо возможности выразить свои мысли, рисунки на полях помогают нам и лучше усвоить информацию. Вот что показал эксперимент ученых из университета Плимута (Великобритания): прослушав монотонное телефонное послание, группа испытуемых, рисующая или штрихующая фигуры, показала запоминаемость информации на 30%, чем у нерисующих коллег (7,5 слова против 5,8 слова соответственно).

Что же побуждает нас изрисовывать бумагу?

Как объясняет научный сотрудник факультета психологии МГУ, преподаватель кафедры социальной психологии, доцент Наталья Евсикова, «Это своего рода отдушина в момент, когда мы не в состоянии изменить ситуацию, – объясняет Наталья Евсикова. – Каракули помогают нам избавиться от наполняющих нас эмоций, сконцентрироваться и успокоиться.

Кроме того, рисование – это простое социально приемлемое движение (в отличие от эмоциональных жестов), не будем же мы на совещании размахивать руками или строить гримасы. Когда мы ограничены в действиях, спонтанные движения руки легко снимают наше внутреннее напряжение – словно открывается клапан, пар выходит, и котел не взрывается. Мы можем выразить свое отношение к тому, что с нами уже происходило, или свое отношение к будущему: пусть не получится так, как я хочу, но я могу изобразить свои желания».

Эти узоры, кружки, линии, лабиринты, стрелочки, квадратики рисуют люди всех стран мира, всех возрастов. Значит знания о том как «вынести» свои эмоции на бумаге лежат далеко за пределами разума?

Известный советский живописец, педагог, психолог Соломон Левин в своей книге «Ребенок рисует» рассматривает то, как формируется рисунок ребенка в процессе его роста, развития, психического созревания. «Сначала ребенок видит окружающие предметы в основном, что бы ребёнок ни рисовал, во всём он стремится опростить, геометризовать форму, создать обобщённый (схематизированный) образ: голова круглая, как полная луна, ноги у человека и животных прямые, как палки. Для домов, машин — прямоугольник, треугольник и круг — вот все необходимые формы. Ребёнка такое упрощение устраивает вполне, так как он больше интересуется не конкретной формой предметов, а их функциями: назначением, действием, сущностью».

И это остается с нами навсегда. Именно потому рисунок нас успокаивает, стимулирует или помогает сконцентрироваться.

Поищите свои тетради, блокноты. Что там нарисовано, какие фигуры, линии, штрихи? Осторожно загляните в рисунки на полях своих друзей, детей, внуков (только, ради бога, не читайте то, что там написано, а обратите внимание именно на рисунки).

О том, что они значат, я расскажу в следующей статье.

Картина дня

наверх